Полезное

ГосподьКрест

Cтояние за Истину - долг каждого православного христианина. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни." (Откр.2:10) Эту Истину человечество пытается постичь с самого изгнания Адама и Евы из Рая, и в последние времена эта Истина была явлена людям. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца...

 

 

 

Больше идут назад, чем к Богу, а внешне кажется - наоборот...

 

Как надо молиться

Молиться надо с вниманием благоговением и сокрушением сердца, душа молитвы это внимание,  там где нет внимания – не обманывай себя христианин у тебя молитвы нет. Ты подобен трещётке, которая трещит и никакого смысла нет. Как легко превратить молитву в перечень слов в бездушное произнесение…   Духовная жизнь она должна быть направлена на исполнение заповедей Евангелия - это исполнение заповедей сопряжённое с правильной молитвой постепенно открывает у человека бесконечный мир внутри его души, бесконечный космос внутри его души, там где есть Царство Божие, которое не может быть отнято ничем и даже смертью, Христос призывает к этому, говоря:«Человек ты же смертен и ты же пойми, что ты смертен и ты не знаешь в какой миг у тебя отнимется эта жизнь ищи царство Божие прежде всего и правду его не заблуждайся», антихрист же говорит совсем другое: «человек вот тебе благо земные вот тебе решение всех человеческих проблем, вот где ты исполнишь свою миссию помощи людям ты царь ты бог»… вырезка из файла видео цикл - Духовное образование – «Христос и антихрист»  профессор Осипов

 

Что сделал Христос?

В ваших лекциях, которые вы читали в семинарии московской, вы пишите о первородном грехе Господа нашего Иисуса Христа, при этом не ссылаетесь не на один из текстов из Священного писания, которое говорит обратное, поясните этот вопрос ещё раз, спасибо…

Под первородным грехом разумеется то, о чём пишет преподобный Максим исповедник это есть смертность - наша смертность, тленность, под тленностью разумеется наша зависимость от внешней окружающей природы, и наше болезненное состояние, т.е. это голод, это жажда, боль, болезнь…, то, что случилось с нашим телом и душой, зависимость от этой всей природной жизни в общем, и страстность, под странностью подразумевается не греховная страстность не укоризненная, это почти синоним этой тленности, под страстями не укоризненными разумеется праведный гнев, праведное стремление к справедливости, установлению справедливости, вот всё то, что произошло в результате грехопадения Адама, Библия называет это «кожаными ризами»,  т.е. кожаной одеждой, которою облёк Господь согрешившего человека - смертность, тленность, страстность, при этом страстность не греховная, а способность к переживанию вот этих болезненных  вещей, способность к праведному гневу и т.д., вот, что такое первородный грех. Так вот Господь Иисус Христос в своём воплощении, принимая нашу человеческую природу, какую? – смертную, тленную и не греховно страстную, но не согрешает в этом и через страдания, смерть и крест, воскрешает эту природу, возрождая её в том первозданном состоянии, в котором был создан человек. Смертью смерть поправ. Апостол посланием к евреям пишет: «Бог, вождя спасения нашего, Христа, совершил, сделал совершенным через страдания, там стоит греческое слово «тэлеосе» - сделал совершенным, что это значит?, разве он был не совершен?, разве Он имел грех?, нет, Он не имел греха, что же такое – совершенным сделал? – смертью смерть поправ. Он естество взял во всём подобное нам, в том числе и в смерти. Афанасий великий, говорит так: «Да умолкнут, говорящие, что человеческая природа Христа по естеству была бессмертна».Афанасий великий говорит: «смертное естество Христа не могло не умереть», отвечая на вопрос о том, а что если бы его не распяли?, Он бы умер или не умер?, - не могло не умереть. Высказываний отцов в этом плане бесконечное множество, все они сводятся к чему?, что оказывается подвиг спасения Господь совершил не в воплощении, не в воплощении Он исцелил человеческую природу, ибо тогда зачем бы нужен был крест?, если Он уже всё сделал?, в том то и дело, что Он, в этом явилось величайшее смирение Бога, по гречески «кэносис» - умаление себя, что Он Бог всемогущий соединился со смертным естеством человеческим, но каким? – не согрешив в нём и смертью смерть попрал. По учению церкви именно через смерть Он попрал смерть, Он принял истинную смерть, а не мнимую. Иоанн Дамаскин прямо осуждает еретиков по имени автор «тодагеты» или «юлианисты» или «гаианиты» , которые учили, что Христос воспринял естество бессмертное, а умер – а добровольно взяв на себя смерть, взял естество бесстрастное а добровольно взял на себя страсти, - т.е. это утверждение не разумное. Иоанн Дамаскин прямо осуждает, не он осуждает, а говорит церковью осуждены так учащие. Папа Ганурий, который осуждён был церковью как монофилит, так же утверждал, что разве не ясно, что Христос принял естество первого Адама…Святые отцы во множестве говорят об этом,  и вот сейчас автор «тодагеты» «поднимают голову» им тогда задают вопрос: « а что же на кресте?», тогда крест не нужен? – долой крест?, вы подумайте?, как всё продумано идёт?, не даром апостол Павел писал мы проповедуем Христа распятого, иудеям- соблазн, а эллинам – безумие, вот и пытаются вновь убрать этот соблазн и это безумие, в воплощении всё сделано – нет, не в воплощении, а на кресте. Бог вождя спасения нашего сделал совершенным, т.е. освободил человеческую природу от смерти, сделал совершенным через страдания, а не просто в акте воплощения. Вот в собственности в чём вся суть. Поэтому, когда мы говорим о первородном грехе во Христе то, что собственно мы должны сказать?, я понимаю что это многих пугает, потому что все к сожалению, вся наша богословская литература, большая богословская литература, школьная литература чем наполнена?-католическим учением о первородном грехе, там первородный грех – это что такое? – это естьто проклятие Бога на человека за то что он согрешил и это проклятие распространяется на весь род человеческий,  и вот Христос родился без первородного греха и явился той Жертвой, благодаря которой проклятие было снято, т.е. Он принёс жертву Отцу. Святитель Григорий богослов на этот вопрос отвечает так- я спрашиваю, пишет он, кому же была принесена жертва?, если дьяволу, то как это унизительно, чтобы Творец своей падшей твари приносил жертву, а если Отцу, то разве Отец меньше любит человека, чем Сын?, зачем же Ему была такая жертва? и отвечает- нужно было человечеством Бога – освятиться человеку, человеку нужно было освятиться человечеством Бога, т.е. жертва была принесена нам с вами…почему мы должны быть бесконечно благодарны Ему, нам с вами, как приносят нам жертву, когда мы утопаем и теряем сознание и вдруг кто то жертвуя собой спасает нас. Вот, что сделал Господь смертью попрал смерть. Вот откуда рождается величайшая благодарность ко Христу. Он соединился с человечеством и в этом человечестве только, только это человечество, соединённое с божеством, истинный человек, как и истинный Бог, Он Христос, совершил эту величайшую жертву, которая спасает каждого из людей. Вот что совершается, Вождя спасения нашего сделал совершенным через страдания – это пишет апостол - послание к евреям 2 глава… Любовь не может не сделать, то, что может сделать… Ведь если мы благодарны каким-то людям, которые сделали для нас что то хорошее, то как мы должны быть благодарны Богу, который пришёл на землю и принял смерть за каждого из нас, чтобы спасти нас… Благодарение Богу даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом…

 

О родителях

«Так много приемлют дети от родителей. От  них временная жизнь, от них же основание, начало, способы к жизни вечной. Воля родителей, что воля Божия. Кто не чтит их, кто отделился от них сердцем, тот отпал и от Бога».  И еще: «Нельзя осчастливить дальних, делая несчастными ближних».

Исход 20 дает нам десять заповедей, которые Бог дал людям Израиля. Пятая из них (Исход 20:12) – о родителях:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Бог приказал людям Израиля ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей. Что значит «ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей»? Вот как определяет это один толкователь:

«Это обычная Божия заповедь, написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит моральное наставление и является вечной обязанностью; ее смысл заключается не только в почитании, которое дети должны иметь по отношению к родителям, а также в послушании, которое они им показывают; a также необходимо почитать их имуществом, пищей, одеждой и снабжать всем необходимым для жизни, когда у них возникает нужда в этом; это справедливая услуга, воздаяние за всю заботу, затраты и беды, которые они испытали, воспитывая детей своих для мира.» (John Gill's Exposition of the Entire Bible, Dr. John Gill 1690-1771)

Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, почтительность и помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них. В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их дает. Господь говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» Но на этом Он не останавливается. Второзаконие 5:16 вещает ту же заповедь, но с добавлением дополнительного обещания:

Второзаконие 5:16
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе [обещание 2].»

Павел повторяет эту же заповедь в Послании к Ефесянам 6:2-3:

«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием (обещанием)». Первая Божия заповедь с обещанием – это заповедь о почитании родителей! И какое это обещание! Ты будешь долголетен на земле и будет тебе благо! Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты блага? Это все для тебя: почитай родителей своих, и оно обязательно случится.

Как и в случае с иными заповедями, здесь Бог говорит о том, что произойдет, если кто-то не будет соблюдать этот Его наказ. В Евангелии от Марка 7 Иисус соединил саму заповедь и описание того, что может произойти, если не будешь ее соблюдать:

Евангелие от Марка 7:10
«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.»

Слово «злословящий» здесь – это глагол «какологео» в греческом тексте, который значит «говорить зло». Тот, кто говорит зло о своем отце или матери, умрет смертью.

Чтобы найти пример не почитания родителей, давайте продолжим чтение вышеприведенного отрывка из Евангелия от Марка:

Евангелие от Марка 7:11-13
«А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.»

Слово «корван» – еврейское, оно значит «дар, данный Господу». Это слово, к примеру, встречается в книге Левит 1:2, где говорится:

Левит 1:2
«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву [корван] Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.»

Слово «жертву» здесь – в еврейском тексте слово «корван» – его использует Бог, говоря о тех евреях, кто не почитает своих родителей. По существу, эти евреи говорят своим родителям: «Всё, чем я могу помочь тебе - моё имущество, мои доходы – это корван, то есть, все это посвящено Господу, и я не могу дать это тебе». Это обет, который они использовали, чтобы не отдавать ничего своим родителям. Они давали обет, посвящая все Господу, и поэтому могли заявлять, что у них нет ничего, чтобы обеспечить поддержку родителям и, следовательно, они не обязаны это делать. Как объясняет Barnes:

  "Если кто-то однажды посвятил все свое имущество Богу (это и есть «корван», или дар Господу), – оно уже не может быть предназначено для поддержки родителям. Если бы его родитель был беден и в нужде, и если бы он обратился к сыну за помощью, сын ответил бы в гневе: «То имущество, которое ты просишь и благодаря которому я могу быть тебе полезен, уже посвящено Богу, – это «корван» –  я отдал Богу все.» Евреи считали, что собственность нельзя забрать назад, и сын не обязан помогать ею своему родителю. Он сделал более важную вещь, отдав ее Богу. Сын был свободен. От него больше не требовалось, чтобы он делал что-нибудь для своих родителей. Таким образом, в один момент он мог освободить себя от обязательства чтить и повиноваться своему отцу и матери." (Albert Barnes’ Notes on the Bible, Albert Barnes (1798-1870)

Наш Господь Иисус Христос порицал отговорку «корваном» – даром Богу, – используемую, чтобы не помогать родителям.

Подытожим: Бог заповедовал нам почитать наших родителей всем. Заповедь почитания – это первая заповедь с обетованием, и обетование действительно великое: долголетие и благо на земле! Многие люди не желали бы ничего большего! Итак, у нас есть обещание. Но это не аксиома! Оно оговорено определенными условиями, и будет даровано тем, кто почитает своих родителей. Заповедь почитания родителей настолько важна, что те, кто говорит зло против своих родителей, смертью должны умереть. Да, мы все сейчас живем в век благодати, но вот – заповедь Божия и Его обещание и еще – приглашение для нас:

Послание к Ефесянам 6:2-3
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». 

 

Что посоветуете читать и смотреть? (бесценное сокровище)

Вот что говорит профессор МДА уважаемый А.И.Осипов!!! Это я напечатал отрывок из его лекции - Как жить сегодня. Послушаем же его совета и совета святых отцов:

Осипов А.И.: ...Что нужно сказать о литературе?, вот сам Игнатий Брянчанинов обращает большое внимание на чтение правильной литературы, я думаю это для каждого понятно, как важно иметь именно правильную литературу, как правильно при воспитании детей иметь правильную литературу, как важно иметь дома эту правильную литературу, кстати как опасно, я бы сказал, иметь литературу худую дома, оккультную, мистическую, нечистоплотную, я уж не говорю развратную, это и так понятно, просто нецеломудренную,как это опасно, это надо иметь ввиду, особенно для тех, кто имеет детей, ребёнок всегда посмотрит любую книжку. Сам дух книги, вы знаете, существует ведь дух книги, как и дух всякой вещи, с которой общается человек, и поэтому нужно быть очень внимательным в том, что у нас стоит на полках - как книги, какие журналы, какие диски, какие средства через которые мы сами питаемся и питаются наши дети. Надо же запомнить, что всё это есть ни что иное как источники питания нашей души, и огромную опасность представляют те источники, которые несут в себе совсем другое. Вот святитель Игнатий для тех кто действительно интересуется пониманием христианства, желанием узнать, что же такое христианство несёт человеку, как оно понимает самого человека, как понимает - духовная жизнь, он говорит так: христианину, которого жребий проводить и окончить жизнь среди мира должен читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан, таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него это святитель Иоанн Златоуст, Дмитрий Ростовский, Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник, и вот интересно, что дальше он пишет, что живущему посреди мира не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих.Интересное замечание, он не рекомендует читать, причина?, о которой говорят все святые единогласно...мы очень же легко подчас увлекаемся, возбуждаемся и особенно, когда почитаем о тех достижениях, которые доступны человеку, уходящему от мирской суеты, заключающиеся в себя свой ум и свою душу, вот, именно в жизнь, в молитве, в чтении святых отцов, эти люди уединённые, если хотите, в самих даже себе, они могли достигать того, чего мы находясь в мире суеты, мы же в непрерывной суете, находясь в мире непрерывного общения, сколько у нас этого простите празднословия, да хорошо ещё празднословия, а то не празднословия, а злословия, сколько у нас пустых этих отвлечений, мы же не можем, дочтичь, даже элементарной доли той чистоты, которую человек может достичь исключив себя вот из этого омута. Так вот, но начав читать эти книги, написанные для людей, имеющих возможность, условия, вот этого особого духовного роста, начав читать мы легко увлечёмся, недаром все святые говорили:видишь молодого, летящего на небо, ну ясно летящего - в кавычках, стащи его за ноги на землю. Ой как точно сказано. Мы знаете как возгараться можем, я помню прочитал откровенный рассказ странника и решил всё буду заниматься непрестанной молитвой, и занимался полдня целых, и всё, и потом на всю жизнь оставил, но хорошо, что полдня, а если бы пошёл дальше, то наверно бы и свихнулся. Нельзя оказывается брать на себя ношу будучи неподготовленным, как спортсмены тренируются, чтобы брать какие-то рекорды..., а мы очень увлекаемся...

Следующие книги, поистине это - бесценное сокровище:

Из видео и аудио - советую слушать и смотреть лекции Осипова А.И. Мне очень понравился: Видео цикл - Духовное образование: о жизни после смерти, Христос и антихрист, Серафим Саровский и современность, христианское понимание назначения человека, понятия греха и природы человека и другие, аудио курс основного богословия в Московской духовной академии, видео лекции - что такое православие, о любви и о семье, смысл брака и семьи, воспитание человека....и вообще только православные лекции и видеофильмы..., мне очень понравились фильмы Остров, Батюшка, Страсти Христовы, можно также светские фильмы такие как "Идиот" Достоевского,Иван Бровскин, Максим Перепелица и другие такие же фильмы, вот это по-настоящему искусство, чистые добрые фильмы, которые вообще не надоедают и ни в какое сравнение не входят с этими развратными, заказанные жидомасонами для развращения людей, американскими фильмами.

Каждая книга, как и каждый фильм имеет свой дух и когда вы смотрите или читаете что-либо, то ваш дух соединяется с этим духом..., и можно сильно пострадать, так что лучше читать проверенные книги и смотреть хорошее видео - православное, а если не боитесь идти с открытыми глазами навстречу бури (как в пустыне), то.... Иеромонах Серафим Роуз вообще говорил выкинуть телевизор на мусорку и я считаю - абсолютно правильно...

Хочу всем посоветовать посмотреть лекции профессора Московской духовной академии и семинарии Осипова А.И.. Его лекции уникальны, их очень приятно и интересно слушать. Лично я ещё не встречал ни одного богослова, умеющего так интересно рассказывать. Поистине профессор Осипов А.И. это уникальная личность нашего времени. Всем кого заинтересуют лекции Осипова А.И. пишите мне - дам посмотреть. Написать Сергею Тяпкину

 

Об иконопочитании

“Икона” в  пеpеводе с гpеческого означает “обpаз”.  Когда некотоpая pеальность  отpажается  в  дpyгом  матеpиале  -  это обpаз.  Отпечаток,  оставленный пеpстнем в сypгyче или воске - это  обpаз.  Моя  память  о  каком-то  событии  -  это  обpаз.  Отpажение  дpyгого  человека в моем сознании и в моих глазах - это обpаз.  Слово,  котоpым обозначается пpедмет - это  обpаз: любое  слово  есть не вещь,  но символ вещи,  ее отобpажение в моей pечи.  Человек неизбежно живет в миpе обpазов. Даже стол, котоpый  я  вижy пеpед собой,  дан мне как обpаз (мое сознание непосpедственно pаботает с обpазом  стола  на  сетчатке  моего глаза).   И  вся  кyльтypа  -  от  мyзыки  до  скyльптypы,  от литеpатypы до живописи,  есть обpаз.  Тем самым вся кyльтypная деятельность  человека  есть  наyчение  жить в миpе неизбежных обpазов.  В этой школе y человека  должно  pазвиться  ожидание того,  что pеальность многомеpнее и сложнее своих обpазов, и в то же вpемя смиpение с тем,  что познание миpа без  посpедства обpазов вообще невозможно.
Как же  тогда  понять  четвеpтyю  из   десяти   Моисеевых заповедей - “не делай себе кyмиpа и никакого изобpажения того, что на небе ввеpхy,  и что на земле внизy,  и что в воде  ниже земли”?   Именно   напоминая   этy   ветхозаветнyю   заповедь, пpотестанты yкоpяют  пpавославные  иконы.  То,  что  я  сказал абзацем выше - это философия.  Они же пpиводят цитатy Писания.  Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбоp?
Так вот,  философски  очевидно,  что  человек не может не создавать обpазов - сyть же заповеди не в запpете на  создание обpазов,  а в том,  чтобы из этих неизбежных обpазов не делать себе кyмиpов.  И  Моисей  ясно  понимает  смысл  запpета:  “не поклоняйся   им   и   не  слyжи  им”.  Изобpажение  не  должно воспpиниматься в качестве  Бога  -  это  веpно.  В  частности, человек должен помнить, что и тот обpаз Бога, котоpый он имеет в своем yме,  не есть Сам Бог.  Можно не  иметь  икон  и  быть идолопоклонником  - ибо кyмиp бyдет всажден в сеpдце человека.  Можно спyтать pеальность  текста  Писания  и  pеальность  того Бога,  о котоpом оно говоpит. Веpно, в пpавославном миpе можно встpетить людей,  котоpые относятся к иконе как к кyмиpy -  но pазве   в   миpе  пpотестантском  нет  людей,  котоpые  Библию пpевpатили в  пpедмет  своего  пpофессионального  изyчения,  а Живого Бога забыли?
Кстати, Библия  тоже есть икона.  Пpосто обpаз Твоpца она пеpедает не кpасками,  а словами.  Любая пpоповедь  пpедлагает некотоpый  обpаз  Бога,  некотоpое  пpедставление о Боге,  для того,  чтобы человек обpатил  свой  сеpдечный  взоp  к  самомy Создателю.  Hо то же делает и икона. Седьмой Вселенский Собоp, yстановивший иконопочитание,  ясно сказал:  глазами взиpая  на обpаз,  yмом восходим к Пеpвообpазy.  Более того, Ветхий Завет есть  икона  Hового  Завета  -  “обpаз   настоящего   вpемени” (Евp.9.9),  “тень  бyдyщих  благ”  (10.1).  События  Священной истоpии иконичны.
Пеpвым же иконописцем был сам Бог.  Его Сын - “обpаз  ипостаси Его” (Евp.1,3).
Бог же  создал  человека  как  свой  обpаз в миpе (в гpеческом пеpеводе - как иконy).
Тайнy иконы pаскpывает  такой  литypгический  обpяд,  как каждение:  в  хpаме священник пpи каждении кланяется и кадит и людям и иконам.  Это два вида обpазов.  В человеке обpаз Божий есть  личность,  pазyм,  способность  к  твоpчествy и свободе.  Почитая в  дpyгом  обpаз  Бога  -  я  почитаю  его  свободy  и Богосыновнее достоинство,  те Даpы,  котоpые Господь дал моемy бpатy.  Я могy не видеть этих даpов,  могy  с  осyждением  или пpезpением,  с  холодным  pавнодyшием  относиться  - на ypовне эмоций - к этомy человекy.  Hо догмат напоминает моемy pазyмy: в этом человеке, в каждом человеке, не меньше глyбины и тайны, чем в тебе самом.  Почти же не его дела в  миpе,  почти  Божие дело  в  нем  -  обpаз,  подаpенный  емy  Богом.  Или  если  я поклонился пpи встpече человекy,  я  тоже  совеpшил  языческий обpяд?  Hо тогда Соломон был язычником, ибо даже бyдyчи цаpем, кланялся своим гостям (3 Цаp.1,47).  И Авpаам - ибо кланялся и он наpодy (Быт.23,12). И значит, опять нам нyжно вспомнить то, что  сказал  Седьмой  Собоp  об  иконе:  есть  поклонение  как всецелое  слyжение  -  и  оно  надлежит  только  Богy,  и есть поклонение как почитание,  как воздание чести - и оно возможно по отношению к обpазy.  Иначе четвеpтая заповедь Моисея войдет в пpямое пpотивоpечие с  пятой:  “Чти  отца  твоего  и  матеpь твою”.  И  в четвеpтой заповеди - “чти день сyбботний”.  Итак, все,  что вышло из pyк Бога и все,  что напоминает нам о Hем - достойно благодаpения и почитания.  И если человек твоpит себе памятные знаки,  обpазы, для того, чтобы свой yм чаще обpащать к  Единомy  Твоpцy - где же здесь язычество?  То же ли самое - Бог и те заповеди,  котоpые Он дал  Моисею?  Hет.  Hо  как  же пpоpок  Исаия  восклицает  -“И  на  закон  Его  бyдy  yповать” (Ис.42,4).  Hе язычник ли Исайя, pаз yповает на Закон Божий, а не  на  Бога?  А  вот Давид пpизнается -“как люблю закон Твой” (Пс.118,97).  Как же смеет он pелигиозно любить что-то, помимо Бога?  И  yж  не наpyшает ли заповедь “Богy одномy поклоняйся” тот  же  Давид,  когда  говоpит:  “Поклонюсь   святомy   хpамy Твоемy”(Пс.5,8)?.  Конечно,  нет,  ибо  все,  что напоминает о Боге, достойно благоговейного отношения.
Свой обpаз  благочестия  нельзя  навязывать дpyгим - но и подозpевать в дpyгих хyдшее без всякой попытки  понять  мотивы их действия является не чем иным как фаpисейством.  Можно быть хpистианином  и  жить  по  Евангелию,  не  почитая  живописных изобpажений (пpавославные,  молясь в лагеpных баpаках,  где не было икон Хpиста,  не пеpеставали быть  пpавославными).  Hо  с главной   заповедью  Евангелия  -  заповедью  любви  -  тpyдно совместима пpактика  обвинений  дpyгих  хpистиан  в  язычестве только  за  то,  что они иным пyтем выpажают свое благоговение пеpед тем же Единым  Господом.  Можно  ли,  глядя  на  звезды, славить  Твоpца?  Можно  ли,  глазами  взиpая на земное,  yмом воспевать Hебесное?  Вопpос pитоpический,  и  всякий  веpyющий ответит  на  него  pешительным  “Да”.  А  pаз  можно - значит, твоpение может быть посpедником междy  Богом  и  человеком.  И пpиpода  может  быть  посpедником  в  pелигиозном  становлении человека,  когда своей кpасотой и величием  истоpгает  из  его сеpдца  молитвy  к  Создателю.  Hо если человек бyдет почитать космические силы и стихии за  Бога,  тогда  он  пpевpатится  в язычника,   ибо   тваpь  для  него  встанет  на  место  Твоpца (Римл.1,25).  Дpyгое дело,  что в ветхозаветные вpемена зpимая икона  Бога  была  невозможна.  Hо  во  Хpисте Бог стал един с человеком - и если Хpистос есть Бог,  и Хpистос был видим,  то значит Он стал изобpазим.(Ин.1,18) Евангелие словами описывает жизнь Хpиста, хyдожник - кpасками.
До тех поp, пока вопpос о почитании икон не был теснейшим обpазом  связан  с  вопpосом  о  воплощении  Бога  во Хpисте - Цеpковь допyскала pазное отношение к иконам.  Она не запpещала использовать  обpаз  для пpоповеди и для молитвы тем,  кто так полyчал дyховнyю пользy,  и она же не понyждала  к  этомy  тех хpистиан, котоpые боялись, что языческие пpедpассyдки в наpоде еще слишком сильны,  чтобы  можно  было  безопасно  пpедлагать хyдожественные изобpажения священных событий.  До 8 века мы не видим повсеместного и обязательного yпотpебления  икон.  Hо  и сказать,   что   иконопочитание   появляется  лишь  после  VII Вселенского  Собоpа  вpемя,  тоже  невеpно.  Этот  Собоp  лишь богословски  обосновал  иконопочитание  -  но не он его ввел в цеpковнyю жизнь.  Икона сyществовала и pаньше.  Всем известно, напpимеp,  что  итальянские Помпеи погибли в 79 годy.  Даже по пpотестантским меpкам это еще вpемя апостольской, неискаженной Цеpкви.  Hе все апостолы yже yшли к этомy годy из нашего миpа.
Так вот,  пpи pаскопках в этом засыпанном пеплом  гоpоде  были найдены  стенные  pосписи на библейские сюжеты,  и изобpажения кpеста*.  Hаходки следов хpистианского пpисyтствия  в  Помпеях тем  интеpеснее,  что,  как  известно  (Деян.28,13),  ап.Павел пpоповедовал в Пyтеоле,  в 10 км.  от Помпей.  Hа дpyгом  кpаю Римской  импеpии  -  в Междypечье (катакомбы Доypа-Евpопос) от начала втоpого века до нас  дошли  дpyгие  фpески  катакомбных хpистиан     (кстати,    с    изобpажением    Девы    Маpии)*.
     Hо в   эпохy  иконобоpческого  кpизиса  вопpос  об  иконе оказался поставлен в догматический, хpистологический контекст. “Чемy  вы кланяетесь?” - выпытывали y пpавославных иконобоpцы. Божествy Хpистовy?  Hо оно -  неизобpазимо,  и,  значит,  ваши каpтинки не достигают цели. Или вы кланяетесь Его человечествy - но тогда вы покланяетесь чемy-то,  что не есть  Бог,  и  вы, во-пеpвых,  язычники,  а,  во-втоpых,  нестоpиане, pазделяющие Хpиста  на  две  части*.  Пpавославные  же  отвечали:  мы   не кланяемся   ни   томy,   ни   дpyгомy.   Мы  кланяемся  Единой

Богочеловеческой Личности Хpиста. В молитве мы обpащаемся не к “чемy”,  а к “Комy”,  к Личности,  а не к безличной пpиpоде, к Живомy и Личномy Богy.  И в той меpе,  в какой икона  помогает нам обpащаться к Личности Богочеловека - мы и пpиемлем ее. Что общего y поpтpета и человека?  То,  что пpи  встpече  с  самим человеком и пpи взгляде на его поpтpет мы называем одно и тоже имя:  “Это - Петp”.  Обpаз един  с  Пеpвообpазом  в  имени,  в именовании  Личности  Того,  Кто  изобpажен на ней*.  Поэтомy, кстати,  на каноничной пpавославной иконе  обязательно  должна пpисyтствовать   надпись  -  имя  изобpаженного.  Итак,  икона сyществyет для молитвы и именно  в  молитве,  котоpyю  человек обpащает к Богy и pеализyет свое дyховное пpедназначение.  Ход этих pассyждений можно вполне понять лишь пpи некотоpом  опыте богословской  мысли.  Hо  даже не очень богословски искyшенный хpистианин может понять,  что нельзя автоматически  пеpеносить ветхозаветные   yстановления  в  новозаветный  миp.  Даже  “10 заповедей” yже не безyсловны. Они yжесточены в их нpавственном содеpжании  (в  Hагоpной пpоповеди Хpиста) и ослаблены в своей национально-pелигиозной исключительности. Апостольский собоp в Иеpyсалиме,  обсyждая вопpос о том, что из Изpаильского Закона должен исполнять не-евpей,  пpинявший Hовый Завет,  оставил  в силе  лишь  тpи  yстановления:  “Угодно  Святомy Дyхy и нам не возлагать на вас никакого бpемени,  кpоме  сего  необходимого: воздеpживайтесь  от  идоложеpтвенного  и  кpови и yдавленины и блyда,  и  не  делайте  дpyгим  того,  чего  себе  не  хотите” (Деян.15,22). Заповедь о сyбботе (вниманию адвентистов!) здесь по сyти отменена -  ибо  не  подтвеpждена.  То,  что  отделяло Изpаиль  от  языческого  миpа  во вpемена ожидания Мессии,  не должно более слyжить  пpегpадой  после  пpишествия  “Желаемого всеми  наpодами”  (Агг.2,7).  Пpедyпpеждение о неизобpазимости Бога естественно не yпоминается после того,  как Hеизобpазимый стал  видимым  и  Бестелесный  воплотился.  В конце концов и y пpотестантов есть изобpажения  Хpиста.  Значит,  вопpос  не  в изобpазимости - а в почитании.  Станет ли пpотестант Евангелие деpжать в непотpебном месте?  Бyдет ли он  в  стpаницы  Библии завоpачивать бyтеpбpоды, а самy Библию использовать в качестве подставки для каких-нибyдь  домашних  нyжд?  И  осyдит  ли  он желание человека,  котоpый,  пpочитав Евангелие,  от сеpдечной pадости и благодаpности поцелyет доpогyю стpаницy?  Почемy  же эти  чyвства  нельзя  пpоявить пеpед ликом Хpиста,  написанным иным способом? Или кpитики пpавославия всеpьез считают, что мы кланяемся  деpевy  и кpаскам?  И ждем помощи не от Бога,  а от деpевянной доски?  В заключение пpиведy  житейское  сpавнение.  Мyж, находясь долгое вpемя вдали от дома, достает фотокаpточкy жены и целyет ее.  Имеет  ли  пpаво  жена  подозpевать  его  в нечистой стpасти к фотобyмаге и в измене, и подавать на pазвод за этот жест своего мyжа?  И если это так - то не вспомнить ли слова  Блаженного  Авгyстина,  котоpый  так  описывает в своей “Исповеди” свои пеpеживания в тот момент,  когда он понял, что его  пpежние нападки на Цеpковь безосновательны:  “я покpаснел от  стыда  и  обpадовался,  что  столько  лет   лаял   не   на Пpавославнyю  Цеpковь,  а на выдyмки плотского вообpажения.  Я был деpзким нечестивцем:  я должен был спpашивать и yчиться, а я обвинял и yтвеpждал... Учит ли Цеpковь Твоя истине, я еще не знал,  но yже видел,  что она yчит не томy, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями”.

Святые отцы о спасении


Спрашивали меня миряне: "Как мы, живя с женами и сплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей жизни?" Я ответил им: "Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не скрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. - Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небеснаго".  Преп. Иоанн Лествичник

 

Пророческое видение о.Иоанна Кронштадтского


о.Иоанн Кронштадтский
о.Иоанн Кронштадский

Господи, благослови! Я многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моею рукою то, что я видел, то и передал письменно.
В ночь на 1-е января 1908 года, после вечерней молитвы я сел немного отдохнуть у стола. В келье моей был полумрак, перед иконой Божией Матери горела лампада. Не прошло и получаса, я услышал легкий шум, кто-то легко коснулся моего правого плеча и тихий легкий ласковый голос сказал мне: "Встань, раб Божий Иван, пойдем со мною". Я быстро встал.
Вижу, передо мною стоит: дивный чудный старец, бледный, с сединами, в мантии, в левой руке четки. Посмотрел на меня сурово, но глаза были ласковые и добрые. Я тут же от страха чуть было не упал, но чудный старец поддержал меня - руки и ноги у меня дрожали, я хотел что-то сказать, но язык мой не повернулся. Старец меня перекрестил, и мне сделалось легко и радостно - я тоже перекрестился. Затем он посохом указал на западную сторону стены - там тем же посохом начертил: 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 года. Вдруг стены не стало. Я иду со старцем по зеленому полю и вижу - масса крестов стоит: тысячи, миллионы, разные: малые и великие, деревянные, каменные, железные, медные, серебряные и золотые. Я проходил мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца, что это за кресты? Он ласково ответил мне: это - те, которые за Христа и за Слово Божие пострадали.
Идем дальше и вижу: целые реки крови текут в море, и море красное от крови. Я от страха ужаснулся и опять спросил чудного старца: "А что это крови так много пролито?" Он опять взглянул и сказал мне: "Это христианская кровь".
Затем старец указал рукой на облака, и вижу массу горящих, ярко горящих светильников. Вот они стали падать на землю: один, два, три пять, десять, двадцать, Затем стали падать целыми сотнями, все больше и больше, и все горели. Я очень скорбел, почему они не горели ясно, а только падали и тухли, превращаясь в прах и пепел. Старец сказал: смотри, и я увидел на облаках только семь светильников и спросил старца, что это значит? Он, склонивши голову, сказал: "Светильники, которые ты видишь, падающие, что значит Церкви упадут в ересь, а семь светильников горящих осталось - семь Церквей Апостольских соборных останутся при кончине мира".
Затем старец указал мне, смотри, и вот я вижу и слышу чудное видение: Ангелы пели: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф". И шла большая масса народу со свечами в руках, с радостными сияющими лицами; здесь были цари, князья, патриархи, митрополиты, епископы, архимандриты, игумены, схимники, иереи, диаконы. послушники, странники Христа ради, миряне, юноши, отроки, младенцы; херувимы и серафимы сопровождали их в райскую небесную обитель. Я спросил старца: "Что это за люди?" Старец, как будто зная мою мысль, сказал: "Это все рабы Христовы, пострадавшие за святую Христову Соборную и Апостольскую Церковь". Я опять осмелился спросить, могу ли я присоединиться к ним. Старец сказал: нет, еще рано тебе, потерпи (обожди). Я опять спросил: "Скажи, отче, а младенцы как?" Старец сказал: это младенцы тоже пострадали за Христа от царя Ирода (14 тысяч), а также и те младенцы получили венцы от Царя Небесного, которые истреблены в чреве матери своей, и безымянные. Я перекрестился: "Какой грех великий и страшный матери будет - непростительный".
Идем дальше - заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: "Здесь мерзость и запустение". Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездой, и свечи горят смоляные, - трещат, как дрова, и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идет, и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на все это. Просфоры тоже со звездою; перед престолом стоит священник в ярко красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки; лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта дым идет и пальцы черные, как будто в золе.
Ух, Господи, как страшно - затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая, безобразная черная женщина, вся в красном со звездою на лбу и завертелась на престоле, затем крикнула как ночная сова на весь храм страшным голосом: "Свобода" - и стала, а люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и кричали, и свистели, и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песню, - сперва тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все это в звериное рычание, дальше в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала земля и храм рухнул и провалился сквозь землю. Престол, священник, красная женщина все смешалось и загремело в бездну. Господи, спаси. Ух, как страшно. Я перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Оглянулся я. Старец улыбнулся мне: "Видел? - сказал он. - Видел, Отче. Скажи мне, что это было? Страшно и ужасно". Старец ответил мне: "Храм, священники и люди, - это еретики, отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Св. Соборной и Апостольской Церкви и признали еретическую живообновленную церковь, которая не имеет Благодати Божией. В ней нельзя ни говеть, ни исповедоваться, ни приобщаться, ни принимать миропомазания". "Господи, спаси меня, грешного, пошли мне покаяние - смерть христианскую", - прошептал я, но старец успокоил меня: "Не скорби, - сказал, - молись Богу".
Мы пошли дальше. Смотрю - идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого звезда. Они, увидев нас, зарычали: "Молитесь за нас, святые отцы, Богу, очень нам тяжело, а сами мы не можем. Отцы и матери нас не учили Закону Божьему и даже имени христианского у нас нет. Мы не получили печати дара Духа Святого (а красного знамени)".
Я заплакал и пошел вслед за старцем. "Вот - смотри, - указал старец рукою, -видишь?!" Вижу горы. - Нет, это гора трупов человеческих вся размокла в крови. Я перекрестился и спросил старца, что это значит? Что это за трупы? - Это иноки и инокини, странники, странницы, за Святую Соборную и Апостольскую Церковь убиенные, не пожелавшие принять антихристовой печати, а пожелали принять мученический венец и умереть за Христа. Я молился: "Спаси, Господи, и помилуй рабов Божиих и всех христиан". Но вдруг старец оборотился к северной стороне и указал рукой: "Смотри". Я взглянул и вижу: Царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Николая II, - лицо бледное, но мужественное, - читает он Иисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали, и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло.
Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата. Я горько заплакал, вдруг старец взял меня за плечо, - не плачь, так Господу угодно, и указал: "Смотри" - вижу показалось бледное сияние. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно - предстал Помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на шее. Он тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: "Помолись обо мне, отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик; твердо и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и пострадал за всех христиан; и скажи всем православным Апостольским пастырям, чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убиенных воинов на поле брани: в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавших. Могилы моей не ищите, - ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости меня, добрый пастырь". Затем все это скрылось туманом. Я перекрестился: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Божия Николая, вечная ему память". Господи, как страшно. Руки и ноги у меня дрожали, я плакал.
Старец опять сказал мне: "Не плачь, так Богу угодно, молись Богу. Смотри еще". Вот вижу я массу людей, валяющихся, умирающих с голода, которые ели траву, землю ели друг друга, а псы подбирали трупы, везде страшное зловоние, кощунство. Господи, спаси нас и в святой Христовой вере укрепи, мы немощны и слабы без веры. Вот старец опять мне говорит: "Смотри там". И вот вижу я целая гора из разных книг, малых и больших. Между этими книгами ползают смрадные черви, копошатся и распространяют страшное зловоние. Я спросил: "Что это за книги. Отче?" Он ответил: "Безбожные, еретические, которые заражают всех людей всего света мирским богохульным учением". Старец прикоснулся концом посоха к этим книгам, и все это обратилось в огонь, и все сгорело дотла, и ветер развеял пепел.
Затем я вижу церковь, а кругом нее лежит масса поминальцев и грамоток. Я нагнулся и хотел поднять одну, прочитать, но старец сказал, что это те поминальницы и грамоты, которые лежат при церкви много лет, а священники их забыли и не читают никогда, а усопшие души просят помолиться, а читать некому и поминать некому. Я спросил: "А кто же будет?" "Ангелы", - сказал старец. Я перекрестился. Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих во царствии Твоем.
Мы пошли дальше. Старец быстро шел, так что я едва успевал за ним. Вдруг оборотился и сказал: "Смотри". Вот идет толпа людей, гонимая страшными бесами, которые немилосердно били и кололи людей длинными пиками, вилами и крючками. "Что это за люди?", - спросил я старца. "Это те, - ответил старец, - которые отпали от Веры и Святой Апостольской Соборной Церкви и приняли еретическую живообновленческую". Здесь были: епископы, священники, диаконы, миряне, монахи, монахини, которые приняли брак и стали жить развратно. Здесь были безбожники, чародеи, блудники, пьяницы, сребролюбцы, еретики, отступники Церкви, сектанты и прочие. Они имеют страшный и ужасный вид: лица черные, изо рта шла пена и зловоние, и страшно кричали, но бесы били их немилосердно и гнали их в глубокую пропасть. Оттуда шли смрад, дым, огонь и зловоние. Я перекрестился: "Избави, Господи, и помилуй, страшно все это виденное".
Затем я вижу: масса народа идет; старых и малых, и все в красных одеждах и несли громадную красную звезду, пятиголовую и на каждом углу по 12 бесов сидело, а в середине сидел сам сатана со страшными рогами и крокодиловыми глазами, со львиной гривой и страшной пастью, с большими зубами и из пасти извергал зловонную пену. Весь народ кричал: "Вставай, проклятьем заклейменный". Появилась масса бесов, все красные, и клеймили народ, прикладывая каждому печать на лбу и на руку в виде звезды. Старец сказал, что это есть печать антихриста. Я сильно испугался, перекрестился и прочитал молитву: "Да воскреснет Бог". После этого все исчезло, как дым.
Я торопился и едва успевал идти за старцем, вот старец остановился, указал мне рукою на восток и говорит: "Смотри". И увидел я массу народа с радостными лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой стоит высокий престол на воздухе, золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: "На малое время". Вокруг престола стоят патриархи, епископы, священники, монахи, пустынники и миряне. Все поют: "Слава в вышних Богу и на земле мир". Я перекрестился и поблагодарил Бога.
Вдруг Старец взмахнул в воздухе три раза крестообразно. И вот я вижу массу трупов и реки крови. Ангелы летали над телами убиенных и едва успевали подносить души христианские к Престолу Божию, и пели "аллилуиа". Страшно было смотреть на все это. Я горько плакал и молился. Старец взял меня за руку и сказан "Не плачь. Так нужно Господу Богу за наше маловерие и окаянство, сему надлежит так быть, Спаситель наш Иисус Христос тоже пострадал и пролил Свою пречистую кровь на кресте. Итак, будет еще много мучеников за Христа, и это те, которые не примут антихристовой печати, прольют кровь и получат мученический венец".
Затем старец помолился, три раза перекрестился на восток и сказал: "Вот исполнилось пророчество Даниила. Мерзость запустения окончательная". Я увидел Иерусалимский храм, а на куполе звезда. Вокруг храма толпятся миллионы народа и стараются войти внутрь храма. Я хотел было перекреститься, но старец задержал мою руку и опять сказал: "Здесь мерзость запустения".
Мы вошли в храм, где было много народа. И вот вижу престол посреди храма. кругом престола в три ряда свечи смоляные горят, а на престоле сидит в ярко красной порфире всемирный правитель-царь, а на голове золотая с бриллиантами корона, со звездою. Я спросил старца: "Кто это?" Он сказал: "Это есть антихрист". Росту высокого, глаза, как уголь, черные, борода черная клином, лицо свирепое, хитрое и лукавое - звероподобное, нос орлиный. Вдруг антихрист встал на престол, выпрямился во весь рост свой, поднял высоко голову и правую руку протянул у народу - на пальцах были когти, как у тигра, и зарычал своим звериным голосом: "Я ваш бог, царь и правитель. Кто не примет моей печати - смерть им тут". Все пали на колени и поклонились и приняли печать на лоб. Но некоторые смело подошли к нему и громко разом воскликнули: "Мы христиане, веруем в Господа нашего Иисуса Христа". Тогда в один миг сверкнул меч антихриста, и головы христианских юношей скатились и пролилась кровь за веру Христову. Вот ведут отроковиц, женщин и малых детей. Здесь он еще хуже рассвирепел и закричал по звериному: "Смерть им. Эти христиане мои враги - смерть им". Тут же и последовала моментальная смерть. Головы скатились на пол и разлилась кровь православная по всему храму.
Затем ведут к антихристу десятилетнего отрока на поклонение и говорят: "Падай на колени", - но отрок смело подошел к престолу антихриста; "Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, а ты - исчадие ада, слуга сатаны, ты антихрист". "Смерть", - страшным диким ревом заревел им. Все пали перед антихристом на колени. Вдруг тысячи громов прогремели и тысячи молний небесных стрелами огненными летали и поражали слуг антихриста. Вдруг самая большая стрела, огненная, крестообразная, слетела с неба и ударила антихриста в голову. Он взмахнул рукой и упал, корона слетела с головы и рассыпалась в прах, и миллионы птиц летали и клевали трупы нечестивых слуг антихриста.
Вот я почувствовал, что старец взял меня за плечо и сказал: "Идем дальше в путь". Вот я вижу опять масса крови, по колени, по пояс, ox, как много пролито Христианской крови. Тут я вспомнил слово, которое сказано в Откровении Иоанна Богослова: "И будет крови по узды конские". Ax, Боже, спаси меня грешного. На меня напал страх великий. Я был ни жив, ни мертв. Вот вижу ангелы много летают и поют: "Свят, Свят, Свят Господь". Я оглянулся - старец стоял на коленях и молился. Потом он встал и ласково сказал: "Не скорби. Скоро, скоро конец миру, молись Господу, Он милостив к рабам Своим. Уже не годы остались, но часы, и скоро, скоро конец".
Затем старец благословил меня и указал рукой на восток, сказал: "Я иду вот туда". Я пал на колени, поклонился ему и вижу, что быстро отчаливает он от земли. тут я спросил: "Как же имя твое, чудный старче?" Потом я громче воскликнул. "Святый Отче, скажи, как твое святое имя?" - "Серафим, - тихо и мягко сказал он мне, - а что ты видел - напиши и не забудь все это ради Христа".
Вдруг как бы над моей головой ударил звон большого колокола. Я проснулся, открыл глаза. На лбу у меня выступил холодный пот, в висках стучало, сердце сильно билось, ноги дрожали. Я сотворил молитву: "Да воскреснет Бог". Господи, прости меня грешного и недостойного раба твоего Иоанна. Богу нашему Слава. Аминь.

 

К началу страницы

На главную страницу

www.000webhost.com